gibdd 124 апреля в главном управлении ГИБДД МВД по Чувашии состоялась встреча руководителей этого ведомства, представителей страховых компаний и средств массовой информации. На повестке дня стоял актуальный вопрос – использование водителями европротокола при оформлении мелких ДТП.

 Как было отмечено участниками встречи, сегодня многие автовладельцы бояться оформлять европротокол на месте дорожно-транспортного происшествия. В большинстве случаев связано это с возможными придирками страховщиков к правильности составления документа. Кроме того, страховые компании требуют с участников автопроисшествия справку о ДТП. В результате экипажам ГИБДД приходится заниматься оформлением незначительных аварий на дворовых территориях, стоянках, проезжей части, отвлекаясь от самого главного – обеспечения безопасности на городских, республиканских и федеральных дорогах. Например, в зимнее время число ежедневных автопроисшествий с минимальным материальным ущербам доходит до 160. Как следствие, инспекторы физически не успевают оформлять материалы и следить за ситуацией на транспортных артериях. 

Кроме того, из-за долгого ожидания экипажа возникают пробки, «благодаря» которым страдают не только водители, но и пассажиры общественного транспорта. Данный факт зачастую является причиной отказа виновника от оформления ДТП и решения всех вопросов на месте за свой счёт, несмотря на наличие страховки ОСАГО. Однако в большинстве случаев есть решение, которое позволяет участникам ДТП не задерживать надолго движение других транспортных средств и экономить время на оформлении первичных документов. На помощь приходит европротокол. Рассмотрим два варианта оформления дорожно-транспортного происшествия его участниками.

Вариант первый

gibdd 2Пункт 2.6 Правил дорожного движения допускает проявление разумной инициативы. Если в результате аварии нет пострадавших, обстоятельства ясны настолько, что виновник очевиден, и вины своей не отрицает, а автомобили не утратили способности передвигаться самостоятельно, нужно составить схему ДТП, скрепить ее подписями, и приехать в ближайшее подразделение ГИБДД либо на пост ДПС для соответствующего оформления. Все участники происшествия должны прибыть одновременно – сразу после подписания ими схемы ДТП. Инспектор ДПС имеет полное право дополнительно произвести осмотр повреждений транспортных средств.  

В случае, когда после составления схемы происшествия одна из сторон не является в подразделение ГИБДД для завершения оформления, происшествия материалы по ДТП оформляются и выдаются документы для получения страхового возмещения. Однако, в отношении не явившегося лица возбуждается административное делопроизводство по ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ («невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных ПДД, в связи с дорожно-транспортным происшествием», штраф 1000 рублей).

Не забудьте в соответствии со ст. 7.2. ПДД сразу же после столкновения на положенном от стоящих машин расстоянии (не менее 15 м. от транспортного средства в населенных пунктах и 30 м. – вне населенных пунктов), поставить знаки аварийной остановки. И еще, при выполнении замеров на проезжей части, будьте внимательны и осторожны – составление схемы преимуществ перед другими участниками дорожного движения не дает.

Вариант второй

Пункт 8 ст. 11 «Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (ОСАГО) от 25.04.2002 г. №40-ФЗ»  позволяет использовать упрощенное оформление ДТП (Европейский протокол) – положения касающиеся порядка оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия инспекторов ДПС при наличии одновременно следующих обстоятельств:

– сумма ущерба не может превышать 25 000 рублей;

– вред причинен только имуществу;

– в ДТП участвовали не более двух транспортных средств и оба застрахованы в соответствии с Законом об ОСАГО;

– нет пострадавших;

– характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников ДТП и зафиксированы в извещениях о дорожно-транспортном происшествии.

Если ваша ситуация соответствует перечисленному выше, то в дополнение к «извещению о ДТП», выданному вам страховщиком, чтобы более четко и подробно, в крупном масштабе нарисовать (обозначить все нюансы) происшествия, можно самим составить схему ДТП.

Давайте рассмотрим, как правильно составить схему ДТП. Для оформления этого документа вам понадобятся: лист бумаги, ручка, рулетка (при отсутствии рулетки её можно заменить линейкой с верёвкой, но это займём больше времени).

Если вы блокируете движение своими транспортными средствами, и они на ходу, то до производства замеров можно отметить на проезжей части расположение автомобилей. Далее, обведя контуры колёс и габариты машин мелом (осколком кирпича или другим камнем, который оставляет отчётливые следы на проезжей части), убрать автомобили с дороги, и свободно производить замеры.

Далее расположите лист бумаги в альбомном формате, напишите в верхней части (к примеру): СХЕМА МЕСТА ДТП по факту столкновения автомобилей 25.10.2012 года в 16:45 часов у д.112 по ул. Александра Невского «Лексус GS 350» г/н В777ОР/39 и «Мерседес S500» г/н Т900ТТ/39.

Затем начертите план участка дороги, улицы или иной территории, где совершено ДТП (прямая проезжая часть, перекресток, стоянка, площадь и т.д.) с находящимся у проезжей части неподвижным объектом (дом, световая опора, километровый знак, в крайнем случае, если вообще никаких объектов нет, то необходимо замерить расстояние в метрах до ближайшего объекта, например, река, перекрёсток).

После чего нанесите упрощенные изображения всех находящихся в непосредственной близости к месту ДТП объектов, таких как: дорожные знаки, светофоры, элементы дорожной разметки, световые опоры, рекламные щиты, ограждения, остановки общественного транспорта, деревья.

Затем укажите стрелками направления движения транспортных средств до столкновения и названия улиц или населённых пунктов, ближайших с двух сторон проезжей части в направлениях движения. После чего нанесите схематические изображения автомобилей в окончательном их положении, а также предметов и следов, имеющих непосредственное отношение к ДТП (отлетевшие детали, обломки бамперов, осколки стекол, осыпавшуюся с машин грязь, выпавшие из салонов предметы, следы торможения, юза, волочения и т.п). Места повреждений кузовов автомобилей выделите жирными линиями. Укажите предполагаемую точку столкновения.

Затем приступаем к фиксации размеров. Любой объект привязывается к двум неподвижным точкам, одна обычно – это край проезжей части, а другая – это выбранный Вами неподвижный объект. Каждый автомобиль привязывается на местности тремя расстояниями: 1– от переднего колеса до края проезжей части, 2– от заднего колеса до края проезжей части, 3– до неподвижного объекта. Необходимо отметить предполагаемую точку столкновения, привязав её к краю проезжей части и к неподвижному объекту. Далее привязываются обломки автомобилей, разброс стёкол и пластика можно отметить неправильной окружностью, указав размеры по длине и ширине. Необходимо зафиксировать след торможения, если он есть, указав его длину.

Объекты на схеме можно указывать условными обозначениями, пронумеровав их, а затем в сноске в нижней части схемы сделать пояснения, что обозначает каждое условное обозначение. Нанесите на схему названия улиц (цифру ближайшего километрового указателя автодороги, названия ближайших населенных пунктов), номера домов, модели автомобилей и иные необходимые на ваш взгляд пояснения. Подпишите схему, укажите дату и время совершения ДТП. Имейте в виду, что исправлений и подчисток на подписанной схеме быть не должно. 

Подготовил Дмитрий Абрамов

gibdd 3