pobedaНе за горами 9 мая, День Победы, день, когда мы вспоминаем отцов и дедов, прошедших войну, праздник со слезами на глазах... Накануне великой даты хочется рассказать о двух военных автомобилях, отреставрированных в Чебоксарах.

ГАЗ-67 и Додж 3/4 – детища Евгения Егорова, много лет трудившегося на Агрегатном заводе и работающего там до сих пор. Если соберётесь побеседовать с Евгением Ивановичем об этих автомобилях и настроитесь услышать только техническую сторону вопроса, где, что поменяли и какие детали подкрасили – ох, как ошибётесь! Конечно, труда в данные машины вложено немало, но прежде всего - это взгляд на жизнь, особое мировоззрение, где трепетное отношение к героям Великой Отечественной стоит на первом месте. Но обо всем по порядку...

Прежде всего, отреставрированные военные автомобили – это память об отце мастера, Егорове Иване Федоровиче, который всю войну провел за рулем автомобиля и в составе Первого танкового корпуса прошел путь от Сталинграда до Кенигсберга. От него, наверно, и перешла к сыну любовь к машинам вообще и к военным внедорожникам в частности. 

ГАЗ-67

pobeda 1Первым отреставрированным автомобилем стал ГАЗ-67. Почему именно он? Броневик на базе именно этой марки на войне водил отец. В 1990 году Евгений Иванович выменял машину на мотоцикл с коляской и начал работы. Собирал и разбирал агрегаты железного коня, находил через знакомых запчасти... Много хороших людей помогало тогда мастеру, и в итоге всех трудов получился настоящий коллекционный автомобиль, то есть такой, в котором не меньше семидесяти процентов оригинальных деталей. Щиток машины украсила табличка с фотографией отца и с выгравированными строками из песни «Эх, путь-дорожка фронтовая»: «Мы вели машины, объезжая мины, по путям-дорогам фронтовым». 

…Ушло на всё долгих пять лет, и вот в 1995 году ГАЗ-67 впервые выехал на парад, посвященный 50-летию Победы. «Некоторое время я один по собственной инициативе приезжал на празднования, – рассказывает Евгений Иванович. – Но однажды нашел единомышленников, активистов Чувашской республиканской общественной организации «Клуб ГАЗ-21 РЕТРО». Теперь у нас и парады совместные, и пробеги по местам боевой славы». Вспоминает мужчина также про то, как заприметив отреставрированную военную машину и его в военной форме, организаторы празднования Дня Победы в Чебоксарах доверили ему право возглавить на ГАЗе-67 парад техники и везти  знамя 887-го артполка 324 дивизии: «Не зря говорят, что история развивается по спирали, мой отец родом из Вурнар, а данный полк формировался именно в  этом поселке. Так я снова соприкоснулся с жизнью папы».

В 2008 году ГАЗ-67 проехал более шести тысяч километров по боевому пути бойца Ивана Егорова: из Чебоксар до Серафимовича и затем до Волгограда.

В 2010-м автомобиль продолжил путешествие. Доехал до Калужской области (город Спас-Деменск), частично захватил Брянскую область и финишировал в области Орловской (Хатынецкий район, село Ильинское). До сих пор Евгений Иванович вспоминает хранительницу музея села, Екатерину Дмитриевну, добрыми словами – насколько скурпулезно и любовно она выполняла свою работу.

В сторону Белоруссии и до Кёнигсберга вслед за Первым танковым ГАЗ-67 не поехал, но посетил легендарную Прохоровку. 

Додж 3/4

pobeda 3После ГАЗа у Евгения Ивановича появился американец Додж ¾, находившийся тогда «в молекулярном состоянии», на реставрацию которого ушло целых семь лет. Шутка ли, находить необходимые детали, восстанавливать все досконально, при этом совмещать все с основной работой… Сделать автомобиль коллекционным цели не стояло, получился репликар (снаружи похожий на оригинал), на котором стоит неродной двигатель. Не обошлось и без таблички с портретом отца и четверостишия из той же бернесовской песни.

Тут нужно отметить, что Евгений Иванович реставрирует автомобили не ради самого процесса и не для выставок, восстанавливает он их в память об отце и о Великой отечественной войне, а еще для того, чтобы использовать в повседневной жизни. Само собой, фестивали, парады и пробеги, но, к примеру, тот же Додж частенько используется как грузовой автомобиль. А пока хозяйская Нива была в ремонте, целых два года использовался в качестве постоянного средства передвижения ГАЗ. 

Как относятся к восстановленным автомобилям на дороге? Кто-то, встретив группу ретро-машин, улыбается и показывает большой палец, кто-то возмущается, когда колонна мешает проезду. Но настоящие шоферы, по словам Евгения Ивановича, проявляют к отреставрированным «железным коням» уважение. Понимают всю их ценность.

Душа автомобиля

Помимо военных ГАЗа и Доджа у Евгения Ивановича есть и старенькая Нива 1986 года (именно ее заменял какое-то время ГАЗ-67). Несмотря на свой возраст, машина даст фору многим современным «картонным» автомобилям. «Был момент, дочь уговаривала продать ее и купить себе что-то поновее. Убедил ее мой аргумент, что как-никак в 1987 году этот автомобиль спас мне жизнь. Тогда пришлось переваривать треть корпуса, но главное, я остался жить», – вспоминает реставратор. 

К своей Ниве Евгений Иванович относится как к человеку. Приходя утром в гараж, здоровается, гладит по приборной панели. Считает, что у каждого серьезного творения людских рук есть душа. «Как-никак, сам постоянно переделываю и совершенствую свою машину, уверен в ее надежности», – объясняет мастер свою преданность Ниве.

«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой», – поется в известной песне. Произносит эти слова и мой собеседник, рассказывая о Великой Отечественной и об отце… Подчеркивает, что война коснулась каждого, а День Победы – святой праздник всех россиян. Несмотря на пенсионный возраст, впереди у реставратора – множество задумок. Среди ближайших – совершить очередной автопробег, посвященный Дню Победы, совместно с внучкой  и коллегами по «Клубу ГАЗ-21 РЕТРО». Хотелось бы также посетить вновь город Демянск, где в 2011-м члены клуба участвовали в открытии памятника, приуроченном к дате начала Великой Отечественной, и познакомились с замечательными поисковиками во главе с Анатолием Степановичем Павловым. В более отдаленных планах мастера – восстановить еще один автомобиль.  Какой – Евгений Егоров пока держит в секрете.

Джульетта Федорова